Обслуживание подшипников

Главные враги подшипников - грязь, пыль и вода.

Мелкие твердые частицы пыли и грязи попадают внутрь подшипников через зазоры в пылезащитных пластинках и вызывают износ шариков и обойм подшипника. Поэтому, если регулярно подшипы не обслуживать, то скоро они начинают греметь, а то и скрежетать. 

Вода, попадая внутрь подшипника, действует иначе, но не менее пагубно: смазка впитывает влагу и уплотняется, сбивается в комочки и перестает выполнять  смазывающие функции, а ведь подшипник не может долго работать "всухую"... Если ничего в таком случае не предпринять, то крайне быстрая "кончина" подшипника обеспечена. 

Поэтому, чтобы подшипники служили как можно дольше, их нужно вовремя обслуживать.

Я предлагаю пару простых правил: они заведомо помогут избежать ненужных казусов.

  1. Чтобы хорошо и грамотно обслужить подшипники, их обязательно нужно частично разобрать.
  2. Очень не рекомендую по советам "бывалых":
    • пытаться промыть их не разбирая, впрыскивая в зазоры через трубочку жидкости и "супермасла" вроде "WD40", "Жидкий ключ" и прочие подобные
    • просто побултыхать их в керосине, растворителе, или чем-то другом и этим ограничиться
    • кипятить (варить) их в солидоле и т.п.
    • вернувшись из-под дождя (всякое бывает) подшипники мало просто бросить в бензин и замачивать в нем на день-два. От этого смазка, пропитанная водой не вымывается, и несчастные подшипники так лежат в бензине и ржавеют. Когда берешь потом через два дня эти подшипники, выливаешь грязный бензин, наливаешь новый и пытаешься их прокрутить, оказывается, что из комплекта больше половины совсем не крутятся. Встали намертво. Потому там шарики приржавели к сепаратору и кольцам :((

Несмотря на такие, казалось бы, разные "попытки" помочь железкам, итог всегда один:

  1. остатки старой смазки и прилипшая к ней грязь не вымываются и новая смазка не закладывается;
  2. хруст и скорейший износ подшипникам обеспечены.

Обслуживанеи занимает совсем немного времени, а расходов - грамм 200-300 бензина (технического или авто).

!!! В случае попадания под дождь, нужно как минимум, обильно запрыснуть внтурь подшипников WD-40 (waterdespersant-водовыталкиватель). WD-40 - газированный раствор керосина и хотя бы минимально он свяжет воду и вытечет с водой в растворе. Стоит эта штука недорого.

 Второе, если нет времени/не хочется сразу возиться - надо вынуть, снять крышки,  или юзать подшипники без внутреннних крышек, кинуть в бензин - побултыхать активно пару минут. Слить грязь и налить чистого бензина.  Вот теперь уже можно оставить их на какое-то время до детального мытья. Это единственный способ, чтобы сберечь железки попавшей в них влаги.

Разборка подшипников

Чтобы обслужить подшипники, их необходимо вынуть и обтереть снаружи от грязи. Теперь нужно выяснить, какие это подшипники: разборные или неразборные.

У разборных подшипников пылезащитная пластинка (пыльник) закрепляется разрезным стопорным кольцом (пружиной). Это кольцо лежит в канавке внешней обоймы подшипника и выполнено в форме буквы -С-. Если пылезащитные пластинки закреплены таким образом, значит у вас разборные подшипники.

Разборный подшипник

 

Разборные подшипы

Нужно найти место разреза кольца, большим пальцем прижать кольцо напротив разреза (иначе оно улетит) и с помощью тонкой иглы подцепить острый край стопорного кольца - на фото выше он справа от стрелки. После того, как кольцо (пружина) выйдет из канавки, пылезащитную пластинку можно вынуть, обеспечив доступ к внутренностям подшипника. Он готов для промывания и смазки. На нижних фото показана очередность манипуляций:

Подцепить кольцо Вынуть пластинку Части подшипника

 

Неразборные подшипники

Если на подшипниках пылезащитные пластинки закреплены без С-образного стопорного кольца: гладко завальцованы или запрессованы цангой в канавке внешней обоймы, значит подшипники неразборные. Неразборный подшип Неразборный подшип

Я советую с такими подшипниками поступать так: снять с подшипника один пыльник, промыть подшипник, смазать его, и вставить, по возможности открытой стороной внутрь закрытого узла. Одной открытой стороны подшипника предостаточно для его быстрого и качественного обслуживания, а внутри закрытого узла чисто - туда не летит пыль и не попадает вода. Встречаются подшипники, которые так и продаются - с одной крышкой.

Разобрать для промывания и смазки можно любые неразборные подшипники. 

Для этого я предлагаю совершить над ними "следующие действия".

- с каждого неразборного подшипника нужно снять по одной пылезащитной пластинке (пыльнику), а затем, после промывки и смазывания вставить подшипники открытой стороной, по возможности, внутрь закрытого узла.

Для разборки неразборных подшипников понадобятся: нож с тонким острым твердым острием и утконосы (пассатижи с узкими носами).

Итак, лучше всего проделать эту операцию, не вынимая подшипников из их посадочных мест - так намного удобнее держать все в руках.

Наверняка многие из вас уже пытались ранее "сдернуть" пыльник с подшипника и ничего из этого не вышло... Наиболее распространенная ошибка - пытаться снять его, зацепляя пыльник со стороны большого кольца подшипника. Снять таким образом пыльник и в самом деле нереально.

Я предлагаю поступить иначе: снять пыльник через щель между пыльником и внутренним (малым) кольцом подшипника.

подцепляем пыльник

Движение Первое:

Держа нож перпендикулярно подшипнику, нужно вставить его острие между внутренним кольцом и пыльником; затем чуток отогнуть край пыльника движением ножа, опустив его ручку по радиусу к центру подшипника. Главное при этом - не зацепить ножом обойму-сепаратор, которая внутри держит шарики - т.е. при первом движении надо лишь немного зацепить пластинку-пыльник, введя нож в подшипник максимум на 2 мм.

Движение первое

Движение Второе:

Поместив нож параллельно подшипнику, вставьте его в отогнутую щель, и вращательными движениями ножа отгибайте пыльник - будет похоже на вскрытие консервной банки, только с внутренней стороны.

Движение второе

Движение Третье:

Внутренний край пыльника будет отгибаться, приподниматься и потянет за собой внешний край. Теперь его можно легко вынуть ножом. Если пыльник сделан из жесткого металла, то можно его поддеть и вытянуть за поднятый край утконосами.

движение третье

Вот и все. Теперь подшипник нужно вынуть из колес и заняться промыванием и смазкой.

 

Промывание

Чтобы качественно промыть подшипники понадобятся:

  • стекляная баночка с крышкой.
  • низкая емкость типа ванночки, вполне подойдет отрезанное дно от 1.5 литровой бутылки (брать только от "Буратино" - бутылка от Pepsi не годится - поддержим отечественного производителя газировки!!).
  • деревянная палочка такой толщины, чтобы на нее можно было бы с натягом насадить подшипник.
  • 300-400 грамм бензина.

Конечно же, лучше этим заниматься на улице - запах все таки, да и вне помещения проще соблюдать элементарные правила пожарной безопасности: стоит помнить и об этом!

Для мытья лучше всего раздобыть бензин, и вот почему: он отлично растворяет и смывает любые смазки вместе с налипшей на них грязью. Я не советую пытаться использовать для этого различные растворители (646, 647, 650, "Р"), спирты, скипидар, керосин и др. - при их применении остатки старой смазки зачастую не растворяются, а "створаживаются", густеют, и их приходится вычищать зубной щеткой и другими подручными "приспособлениями".

Итак, начнем. Бросаем разобраные подшипники в банку с бензином на некоторое время. Затем её нужно энергично потрясти несколько минут. Старая смазка, как правило, выходит в раствор. Вынимаем подшипы, мутную субстанцию выливаем. Теперь берем низкую ёмкость (ванночку) с бензином, затем палочку, насаживаем на неё подшипник, опускаем до половины его в ванночку и вращаем подшипник (удобнее всего пальцем). По мере вращения в бензине из подшипа вымывается оставшаяся в нём грязь. Как только подшипник начал вращаться свободно (а это вы это услышите и увидите: некоторые экземпляры могут вращаться в бензине по 10-15 секунд!), можно браться за следующий. Промытые подшипники складываем для просушки на чистой бумаге, после чего приступаем к смазке.

Смазки

Для смазывания подшипников можно использовать обычные универсальные смазки:

  •  пластичные на литиевой основе (Grease)
Пластичная смазка
  • жидкие (Oil ) (не рекомендую, но Выбор - дело Ваше.)
Жидкая смазка

Жидкие смазки СРАЗУ обеспечивают наибольшую легкость вращения подшипника, их применяют в подшипниках классов точности (по ABEC) не ниже ABEC5, но нужно учитывать, что при использовании жидких смазок подшипники нуждаются в достаточно частом обслуживании, и в целом, ресурс подшипников с жидкой смазкой невысок.

 Не стоит применять жидкие смазки:

  • в подшипниках классов точности: ABEC1 и ABEC3.
  • в старых подшипниках.
  • для подшипников, работающих в тяжелых условиях.

Пластичные смазки вначале обладают несколько большей вязкостью (в сравнении с жидкими). Но подшипники с пластичными смазками быстро раскатываются и их легкость вращения становится неотличимой от подшипников с жидкой смазкой. Кроме этого, они обеспечивают намного больший ресурс работы подшипников, и лучше защищают внутренние части подшипника от разных поадающих внутрь частиц и пыли.

Из пластичных смазок проще всего найти достаточно распространённые в автомагазинах - ЛИТОЛ-24 или аналогичные импортные .

Не стоит применять "наобум" автомобильные масла, авиационные, турбинные - это масла для очень узкого применения, часто в них используют активные присадки, а они могут запросто "съесть" латунные внутренности подшипников. Поверьте на слово!

Лучше не пользоваться Солидолом - в состав солидола входит такой элемент, как стабилизатор структуры, его роль выполняет обычная вода. При разогреве подшипника вода испаряется из солидола, масло вытекает из подшипника, и остается только небольшой твердый комок загустителя.

Универсальная для многих ситуаций жидкость - "WD40" (газированный керосин) - это не смазка, а промывка, вообще прямой путь в магазин за новыми подшипниками - она достаточно шустро испаряется, а без смазки подшипы долго не протянут.

Смазки с графитовыми добавками предназначены для работы при высоких температурах (порядка 300 градусов) - и если ваши подшипники так разогреваются - то пожалуйста!

 

Материал позаимствован с http://roller.ru/content/master/article-98.html

Спасибо автору!

Просмотров: 1528

Дата: Пятница, 23 Мая 2014

Поиск

Расширенный поиск

Разделы
Производитель
Новости

24.07.2015

Відкритий чемпіонат України з радіокерованих авіамоделей 2015

В Вінниці відбудеться Відкритий чемпіонат України з радіокерованих авіамоделей   RC-Master.com.ua, 2015 р. ...

07.07.2014

Авиамодельное шоу

12-13 июля 2014 г. в Виннице На территории старого аэропорта состоится авиамодельное шоу. Вход свободный. Начало в 10:00 ...

: Vinnytsia 2013 :: Powered by VamShop :